Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
Позволяйте ребенку ощутить отрицательные последствия своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться самостоятельным.
МУДРЫЕ СОВЕТЫ.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
ЗАПОВЕДИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
Не унижайте достоинства подростка.
Не угрожайте ему.
Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.
Не допускайте непоследовательности в требованиях.
Не требуйте от подростка немедленного повиновения.