Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
Ученическое самоуправление
- Позиционный блок
Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через
освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
- Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
- Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
- Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
- Организация деятельности органов ученического самоуправления;
- Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
- Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
- Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
- Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
- Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
- Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
- Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
- Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
- Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
- Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
- Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
- Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
- Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
- Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.
Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
- Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
- Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
- Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
- Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
- Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по
отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.
Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.
Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.
Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические - в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.
- Организационный блок
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
- Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
- Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
- Воспитание ответственности за порученные дела;
- Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Второй уровень - школьное самоуправление.
Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
- Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
- Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
- Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
- Закон об образовании
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Положение о лицензировании образовательной деятельности.
- Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121, статья 122, статья123)
- Национальный проект «Образование».
- Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.
4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и
потребностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Повышение гражданской позиции школьников;
- Повышение заинтересованности в развитии школы;
- Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
- Увеличение занятости детей во внеурочное время;
- Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
- Активизация творческой деятельности учащихся;
- Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
- Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
- Заседания Совета ученического самоуправления;
- Участие в работе собрания;
- Участие в работе ученических и родительских собраний;
- Проведение благотворительных и иных акций;
- Проведение социологических опросов;
- Участие в работе творческих групп;
- Проведение круглых столов;
- Организация и проведение досуговых мероприятий;
- Организация и проведение спортивных соревнований;
- Другие формы работы.
6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,
являясь органической частью общешкольного управления.
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование
(коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
- Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета, председателем и педагогом-организатором ВР);
- Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
- Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
- Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
- Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)
Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
- «Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
- «Отечество» (гражданско-патриотическое);
- «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
- «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
- «Право и закон» (профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоупр