Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Четверг, 21.11.2024, 10:52

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 48" Ленинского района города Саратова


Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Полезные ссылки
ЮНАРМИЯ
Информация
Меню сайта
__________________
__________________
Горячая линия
__________________
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ученическое самоуправление

 Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

                                                                 Ученическое  самоуправление

  1. Позиционный блок

Цель -  формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через  

освоение навыков социального взаимодействия.

 Задачи ученического   самоуправления:

  • Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
  • Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
  • Определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
  • Организация деятельности органов ученического само­управления;
  • Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
  • Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
  • Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
  • Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного  мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

  • Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
  • Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
  • Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
  • Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
  • Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
  • Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
  • Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
  • Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

  

Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой  самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными  кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

           Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

           С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

                     Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой   формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

         Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление -  объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

 Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

  • Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
  • Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
  • Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
  • Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по

отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.

Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические -  в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.

 

  1. Организационный блок

                         Структура уровней ученического самоуправления школы.

Система школьного   самоуправления имеет 2 уровня.

 Первый уровень -  индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.

Индивидуальный   уровень – ученик.

Педагогические задачи:

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
  • Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
  • Воспитание ответственности за порученные дела;
  • Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Второй уровень - школьное самоуправление.

Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает  работу органов ученического самоуправления.

 Совет школы – высший орган самоуправления школы.

Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

Педагогические задачи:

  • Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
  • Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
  • Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
  • Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

 3. Нормативно – правовой блок

 Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

  • Закон об образовании
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности.
  • Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  • Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121, статья 122, статья123)
  • Национальный проект «Образование».
  • Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.    

  4.    Содержательный блок

         Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств  и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:

 

                    Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.                                                                                       

 5.   Технологический блок

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и

потребностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
  • Активизация творческой деятельности учащихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

           Основные формы ученического самоуправления.

  • Заседания Совета ученического самоуправления;
  • Участие в работе собрания;
  • Участие в работе ученических и родительских собраний;
  • Проведение благотворительных и иных акций;
  • Проведение социологических опросов;
  • Участие в работе творческих групп;
  • Проведение круглых столов;
  • Организация и проведение досуговых мероприятий;
  • Организация и проведение спортивных соревнований;
  • Другие формы работы.
  •  

 6. Управленческий блок

Управление развитием ученического самоуправления.

          Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,

являясь органической частью общешкольного управления.

   Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование   

       (коррекция) и снова анализ.

      Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий  цикл.

  • Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета, председателем и педагогом-организатором ВР);
  • Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
  • Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
  • Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
  • Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)

         Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:

  • «Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
  • «Отечество» (гражданско-патриотическое);
  • «Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
  • «Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
  • «Право и закон» (профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).

 По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены  в планировании на год.

  Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик  может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

   Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными   чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу,  самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического         самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается         перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.

   Ученическое самоупр