15 марта в 5 «Б» классе прошел классный час на тему: «Права потребителей».
Цель: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, воспитывать грамотного потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов; сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области и навыков поиска решения конфликта законным образом, учить учащихся грамотному поведению на рынке товаров.
15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя. День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1961 году, когда президент США сказал: «Потребители, по определению, это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». На высшем уровне было дано понятие потребитель. Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным. Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.
В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) -Всемирная организация потребителей. Организация работает более 50 лет. Объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти развитых демократических государств. Принципы Consumers International: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на здоровую окружающую среду; право на потребительское образование; право на удовлетворение базовых потребностей.
Consumers International защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывает образовательную и правовую помощь.
9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.
В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус.
|
Ребята узнали, какие права имеет потребитель:
1. Право на просвещение. (Знание своих прав как потребителя)
2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).
3. Право на качество.
|
А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:
- безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;
- замены на товар аналогичной модели, марки;
- замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;
- соразмерного уменьшения цены;
- расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.
Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)
В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.
Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.
4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)
5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.
Ребята рассмотрели различные жизненные ситуации, например, как правильно поступить, если купленная в магазине, обувь оказалась с дефектом, что мы можем предпринять?
Необходимо обратиться в магазин, где приобретался товар и:
- заменить товар на товар аналогичной марки;
- заменить товар на товар другой марки с перерасчетом цен.
Или магазин должен:
- возместить расходы на устранение недостатков;
- возвратить деньги, уплаченные за товар;
- безвозмездно устранить недостатки.
Ребята узнали, что не все товары подлежат обмену. Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:
- предметы личной гигиены;
- парфюмерно-косметические товары;
- посуда, столовые и кухонные принадлежности;
- товары бытовой химии;
- изделия из серебра и золота;
- автомобили;
- прогулочные суда;
- мотовелотовары;
- лекарственные препараты.
В заключение, учащиеся сформулировали основные положения, каким должен быть потребитель?
- должен знать законы;
- уметь пользоваться этими законами;
- быть неравнодушным человеком;
- не терпеть, когда тебя обсчитывают, хамят;
- сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы.
Чтобы противостоять некачественным товарам нам необходимо знать положения Закона «О защите прав потребителя» и действовать в соответствии с этими положениями. И если вы обнаружили некачественный товар и у вас возникли проблемы с заменой товара, вы всегда можете обратиться в соответствующие организации.
Классный руководитель: Винокурова С.А.
|